Поиск
  • Денис Меняйлов

Фахверковая технология - развитие и проблематика.

Автор: Денис Меняйлов


Наверное, сегодня трудно найти человека, которому незнакомо слово Fachwerk (фах

Уверен, что в это понятие большинство людей вкладывают вполне определенный зрительный образ, сформированный за непродолжительное время на нашем рынке. И можно сказать, что этот образ достаточно скудный и порой просто не верный.

Думаю стоит начать с определения термина, дабы было понятно какую историческую, культурную и художественную ценность несет данная технология.

Термин «фахвeрк» (нем. «Fachwerk», от «Fach» – «панель», «секция» – и «Werk» – «сооружение», в данном случае «система») имеет следующие значения:

1)строительная система, характерной особенностью которой является разделение несущей и ограждающей функций конструкций: несущую функцию выполняет деревянный каркас, а ограждающую – заполнение или забутовка;

2)каркас ограждающей конструкции, применяемой преимущественно в стенах промышленных зданий; воспринимает нагрузки от веса конструкции (стены) и от ветра и передаёт их основному каркасу здания; состоит обычно из стоек и ригелей, в некоторых случаях и раскосов;

3)средневековый европейский архитектурный стиль XII-XVII веков, характерной особенностью которого является наличие одноимённой строительно-конструктивной системы.

В немецком языке понятие «fachwerk» включает в себя, наряду с перечисленными значениями своего русского эквивалента, ещё одно значение – «ферма».

Если окунуться в историю, то данную технологию, можно встретить еще в древней Греции и Риме. Мы говорим не об архитектурном стиле, а о технологии строительства инженерных сооружений из дерева. Мною не зря были упомянуты данные цивилизации.

Рассматривая культовые здания данных периодов, можно с уверенностью сказать, что зодчие того времени понимали в материаловедении, хотя академическая основа была далека от реальной картины, которая появилась в эпоху Просвещения.

Общие принципы строительной механики, которые совершенствовались, проходя эволюционный путь до момента возможности эмпирического расчета независимо друг от друга, развивались под влиянием географического положения, культурных традиций и религии. В результате чего данная технология трансформировалась в определенные архитектурные традиции и стили. Начиная от Японии, заканчивая Америкой, все они имеют свой стиль и конструктивные особенности.

Например: в Японии данный стиль называют - минка, во Франции - коломбаж (colombage), в Англии (Старый Свет) - хаф-тимбер (half-timber), в Америке (Новый Свет) - тимбер-фрэйм (timber-frame).

Все эти стили и принципы строительства очень похожи между собой. Наверное, единственное исключение - это японская строительная традиция, заимствованная у китайцев и доведенная до своего логического конструктивного завершения. Принципы переноса и распределения нагрузок в корне отличаются от всех остальных. Перенос нагрузки происходит не традиционным, общепринятым способом (способ треугольника), а используется момент сил. Это позволяет получить достаточно устойчивую конструкцию, имея подвижные узловые соединения, что привело к фантастически сложным узлам и конструктивным схемам строений.

По данной теме в Европе, Японии, Америке и не только, написаны много книг и научных работ, напечатано много учебников и существуют специализированные учебные заведения, которые занимаются этой темой и готовят специалистов.

Особое внимание хотелось уделить религиозной составляющей в формировании технологии, ее стилистических очертаний, которые мы можем лицезреть, благодаря умению и трудолюбию мастеров.

Хочу отметить несколько аспектов:

1. Протестантизм - как религиозное направление сыграло огромную роль в формировании фахверковой культуры Европы и не только. Благодаря культу трудолюбия, рационализма, упорства в достижении материальных целей, не теряя при этом своего человеческого лица;

2. Синтоизм - как религиозное направление, господствующие на территории Японии, несет в себе поклонение природе, трудолюбие, единение с природой, аскетизм и рациональность.

Все это сыграло немаловажную роль в формировании культурных традиций.

Попытаемся вернутся на просторы нашей необъятной Родины. Еще Петр I, великий реформатор и просветитель, после своих визитов в Европу высоко оценивал мастерство плотников, как в сфере градостроительства, так и кораблестроения, ведь первая очень много заимствовала у кораблестроителей. Основной идейной линией этих плотницких технологий является создание надежной и легкой пространственной конструкции с минимальным использованием материала, но с максимальным использованием профессионализма. Эти аспекты, на мой взгляд, выявляют основные причины непопулярности фахверка в России Петровского времени:

1. Сложность изготовления;

2. Большое время обучения;

3. Отсутствие образования;

4. Изобилие строительного материала.

Исключением оказалось кораблестроение. Здесь огромную роль сыграли геополитические интересы.

Несмотря на все это, Россия переживала ряд всплесков популярности на данную технологию, правда в некоторой трансформации и редакции.

Первый всплеск был инициирован Петром I в 1714 году указом его Величества, в котором повелевалось строить каркасные дома "мазанки" или «прусский мур» [1] и наложен запрет на строительство домов из бревен. Но это не прижилось, как и многое другое, что было задумано и внедрялось Петром. Второй всплеск был в период расцвета модерна с ХIX по XX вв. Третий всплеск мы могли наблюдать с середины ХХ в., когда в моду вошло панорамное остекление, клееный брус и использование его конструктивных возможностей. Этот период, который нашел свое продолжение и сегодня, имеет характерные особенности, отличающиеся от классики. В наше время большую популярность набирают гибридные схемы, что позволяет тесно сотрудничать со специалистами разных школ и направлений.

Но как не прискорбно, постсоветское пространство не находится в лидерах в развитии данной технологии и этому есть свои объективные и субъективные причины. «Распространение постфахверковых технологий в развивающихся странах натолкнулось на ряд особенностей ментального свойства. Как человек, пересекающий часовые пояса, проходит адаптацию, так и технология, проходя через «цивилизационный джетлайн», существенным образом видоизменяется. При перенесении ее из развитых стран в развивающиеся она многое теряет, иногда фатальным образом. Например, технология сплошного остекления была изобретена в середине прошлого века Баухаузом в Германии, а в 1980-х. успешно применялась в субарктическом климате Финляндии. В России же технология фахверковых домов в стиле хай-тек была полностью заимствована лишь к 2010-м. До этого строительство производилось из зарубежных элементов под строгим контролем зарубежных специалистов, а попытки скопировать эту технологию терпели крах. Фахверковая архитектурная школа Чикаго до сих пор не воспринимается всерьез в России (высотные здания из металлического каркаса), зацикленной на исторических стилях (классицизме, модерне, национальной ностальгии). Необходимым условием овладения современными технологиями, в т.ч. постфахверковымит, является наличие открытого общества». [2]

На сегодняшний день в строительстве применяют совершенно другие конструктивные схемы разновидностей фахверка. Позволю себе назвать их уже иным словом – «каркасные технологии». Данные технологии применяются в 80-90% всех современных строений, и они далеки от классики, которая является частью культурной идентичности той или иной страны или народа.

Хочется отметить, что за последние годы популярность к данной строительной технологии растет. Появляются новые люди, как архитекторы, так и инженеры, которые с увлечением и рвением занимаются данной темой. Надеюсь, что всё это позволит нам занять вполне определенное значимое место в истории развития фахверка в России.

Литература:

[1] Гавриков Д.С. «Терминологическое уточнение понятия «фахверк»» // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. - №6.3 (12). – с. 115-117.

[2] Поппер К. «Открытое общество и его враги» пер. с англ. Под ред. В.Н. Садовского,

М.: ФЕНИКС, 1992, 448 с.

63 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все